cropped-fav-1.png

Отдел образования администрации Уярского района

Поиск
Close this search box.

Муниципальный проект «Точка роста — средство повышения качества образования»

  1. Актуальные сведения о муниципалитете. Муниципальная система образования.

Система образования в Уярском районе представлена сбалансированной сетью образовательных учреждений, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования.

Общее образование реализуется на уровнях:

  • дошкольного образования (в районе функционирует 10 детских садов и 5 дошкольных групп на базе общеобразовательных организаций).
  • начального, основного и среднего общее образования (12 средних общеобразовательных организаций).

Дополнительное образование реализует муниципальный Центр дополнительного образования «Пионер».

Профессиональное образование обеспечивает КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум».

Основной целью муниципальной системы образования является создание единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему образования и воспитания, а также условий, отвечающих образовательным потребностям населения Уярского района.

Для достижения поставленной цели административная команда муниципалитета ставит для себя следующие задачи:

  1. Создание условий для обеспечения общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей и молодежи на территории Уярского района.
  2. Создание условий для повышения качества образования в Уярском районе для обеспечения реализации требования федеральных государственных образовательных стандартов.
  3. Развитие системы патриотического воспитания молодежи, в том числе через молодежные детские объединения.
  4. Непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов, в том числе за счет создания единого методического пространства, объединяющего педагогов из разных образовательных учреждений по направлениям деятельности.
  5. Создание в образовательных учреждениях условий доступного обучения и воспитания обучающихся, имеющих особенности развития, ограниченные возможности здоровья, инвалидность.
  6. Организация работы по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и жестокого обращения с детьми.

Таким образом, муниципальная система образования охватывает полный спектр вопросов обучения и воспитания детей и молодежи, реализуя их право на доступное образование.

  1. Проблема, решение которой посвящен проект.

Основной проблемой, решение которой обеспечивает настоящий проект, является повышение качества школьного образования в Уярском районе в части повышения уровня функциональной грамотности. На сегодняшний день в муниципалитете уже реализуется проект, направленный на развитие читательской грамотности обучающихся школ с низкими образовательными результатами, и уже отмечаются его положительные результаты.

Настоящий проект направлен на решение проблемы низкого качества естественнонаучного и технологического (математика-информатика) образования. Помимо того,  реализация данного проекта позволит обеспечить эффективность использования методического и технологического потенциала Центров «Точка роста», уже открытых в муниципалитете и планируемых к открытию в 2023, 2024 годах.

  1. Обоснование значимости и актуальности проблемы в настоящее время.

Актуальность решаемой проблемы обусловлена приоритетными направлениями развития системы образования в Российской Федерации, обозначенными в национальном проекте «Образование»:

  • вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

А также комплексом мероприятий, запланированных государственной программой Красноярского края «Развитие образования», касающихся обеспечения эффективной работы Центров «Точка роста» в сельской местности и малых городах Красноярского края.

С сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории Уярского района открыты Точки роста в семи образовательных организациях (58%), еще в трех запланировано открытие в текущем 2023 году (83%) и двух в 2024 году (100%).

  1. Статистические и аналитические данные мониторингов и исследований.

Необходимость разработки данного проекта вызвана невысокими показателями сформированности естественнонаучной и технологической компетенций обучающихся Уярского района, несмотря на то, что в пяти школах центры «Точка роста» существуют уже 2 года.

  • Анализ краевых диагностических работ по естественно-научной грамотности.

Основным инструментом для оценки сформированности естественно-научной грамотности является краевая диагностическая работа, которая проводится ежегодно во всех 8 классах Красноярского края (КДР-8 ЕСНГ). Результаты обучающихся Уярского района, хоть в среднем имеют показатели не ниже региональных, но в ряде школ (37%) наблюдаются результаты ниже краевых.

оо Вся работа Распределение участников КДР8 по уровням ЕНГ
Ниже базового Базовый Повышенный
  2023 2022 2023 2022 2023 2022 2023 2022
Красноярский край 34,71 11,15 38,03 17,00 50,66 0,65 11,31 18,00
Уярский район 38,69 13,31 26,87 7,58 56,98 59,00 16,15 33,42
МБОУ «Авдинская СОШ» 53,70 10,00 0,00 33,33 66,67 66,67 33,30 0,00
МБОУ «Балайская СОШ» 45,00 12,46 6,67 7,69 73,33 76,92 20,00 15,38
МБОУ «Громадская СОШ» 31,25 11,93 33,30 7,14 66,67 85,71 0,00 7,14
МБОУ «Новопятницкая СОШ» 36,90 15,07 14,29 0,00 85,71 46,67 0,00 53,33
МБОУ «Рощинская СОШ» 46,88 14,56 6,25 0,00 75,00 55,56 18,75 44,44
МБОУ «Сухонойская СОШ» 26,39 17,43 50,00 0,00 50,00 28,57 0,00 71,43
МБОУ «Сушиновская СОШ» 41,67 13,67 25,00 0,00 50,00 66,64 25,00 33,33
МБОУ «Толстихинская СОШ»       8А 51,85 13,40 11,11 20,00 44,44 20,00 44,44 60,00
 8Б 43,75   12,50   50,00   37,50  
МБОУ «Уярская СОШ №2» 33,33 10,33 35,00 12,50 55,00 75,00 10,00 12,50
МБОУ «Уярская СОШ №3»          8А 43,40 15,00 8,33 0,00 75,00 54,55 16,67 45,45
38,26 13,00 31,82 6,67 45,45 53,43 22,73 40,00
34,44   40,00   46,67   13,33  
МБОУ «Уярская СОШ №4»         8А 29,76 13,47 57,14 6,67 35,71 60,00 7,14 33,33
 8Б 29,49   46,15   53,85   0,00  
МБОУ «Уярская СОШ №40»       8А 32,94 12,73 52,38 4,55 38,10 77,27 9,52 18,18

За последний год увеличилось количество школ, у которых показатель низкого уровня превышает региональный, а показатель высокого уровня наоборот ниже.

При рассмотрении отдельно взятых групп умений тоже прослеживаются проблемные точки:

оо Средний процент освоения компетентностных областей
Объяснение естественно-научных явлений, прогнозирование Применение методов естественно-научного исследования Интерпретация данных и использование научных доказательств
  2023 2022 2023 2022 2023 2022
Красноярский край 27,12 48,83 34,84 34,05 39,16 48,16
Уярский район 31,49 58,98 37,42 44,07 44,03 55,17
МБОУ «Авдинская СОШ» 14,81 38,89 58,33 33,33 73,33 43,33
МБОУ «Балайская СОШ» 24,44 51,28 51,67 39,23 52,00 54,62
МБОУ «Громадская СОШ» 33,33 52,38 29,17 40,00 31,67 47,86
МБОУ «Новопятницкая СОШ» 38,10 58,89 28,57 54,67 42,86 60,67
МБОУ «Рощинская СОШ» 33,33 55,56 48,44 58,89 53,75 53,33
МБОУ «Сухонойская СОШ» 38,89 66,67 12,50 71,43 30,00 62,86
МБОУ «Сушиновская СОШ» 33,33 69,67 31,25 33,33 55,00 61,67
МБОУ «Толстихинская СОШ»       8А 40,74 69,44 47,22 48,00 62,22 60,00
 8Б 33,33   46,88   47,50  
МБОУ «Уярская СОШ №2» 26,67 50,69 32,50 30,00 38,00 42,92
МБОУ «Уярская СОШ №3»          8А 40,28 62,88 42,71 54,09 45,83 58,18
28,79 66,67 37,50 43,33 44,55 60,67
28,89   36,67   36,00  
МБОУ «Уярская СОШ №4»       8А 23,81 57,78 35,71 39,33 28,57 60,67
 8Б 33,33   25,00   30,77  
МБОУ «Уярская СОШ №40»       8А 31,75 65,91 34,52 27,27 32,38 50,45

Так в 2023 году показали результат ниже регионального:

по умению интерпретации данных и использования научных доказательств — более 40% классов, участвующих в КДР;

по применению методов естественно-научного исследования — более 35%.

Если же посмотреть результаты 2023 года, продемонстрированные школами района относительно индекса образовательных условий, мы видим, что  восемь образовательных организаций (67%) имеют показатель ниже ожидаемого результата.

 

Таким образом, нестабильные результаты по группам умений, низкая результативность относительно индекса образовательных условий говорит о нестабильности качества естественно-научного образования в районе и необходимости принятия комплекса мер по его повышению.

 

  1. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по предметам естественно-научного и технологического направления (физика, информатика, биология, химия).

 

О популярности анализируемых предметов свидетельствует их выбор выпускниками для сдачи государственной итоговой аттестации.

Выбор экзаменов по учебным предметам участниками ОГЭ

 

Предметы

Количество участников ОГЭ в 2019 году Процент выпускников от общего количества участников ОГЭ    2019 год Количество участников ОГЭ в 2022 году Процент выпускников от общего количества участников ОГЭ    2022 год
Физика 22 10% 10 5%
Химия 16 8% 23 12%
Информатика и ИКТ 8 4% 36 19%
Биология 71 34% 77 41%

 

Выбор предметов выпускниками 9-х классов в 2022 году для сдачи на ОГЭ можно сравнить только с 2019 годом. Больше всего девятиклассники выбирают для сдачи по выбору – биологию (более 30%). Резко снизился процент, избравших для сдачи физику, а по химии и информатике результат наоборот повысился, однако не достиг и 20%.

 

Общие результаты ГИА выпускников по предметам по выбору  в 2022 году в Уярском районе

Предмет Количество сдавших Качество (доля, получивших 4 и 5) Количество обучающихся, получивших неудовлетворительный результат

 

Химия

 

24 58% 1
Физика

 

10 80% 0
Информатика и ИКТ 36 50% 5
Биология

 

77 15% 3

 

Как видно из таблицы, в целом те ребята, которые выбирают для сдачи предметы естественно-научного цикла, справляются с ними неплохо. Самый низкий результат качества по биологии. Однако, только по физике ВСЕ обучающиеся успешно сдали ОГЭ. По другим предметам имеются неудовлетворительные результаты.

 

Выбор экзаменов по учебным предметам участниками ЕГЭ в сравнении с прошлым годом

 

Предметы

Количество участников ЕГЭ в 2022 году (планировали сдавать/фактически сдали ) Процент выпускников от общего количества участников ЕГЭ
2021 год 2022 год
Физика 9/8 21,7% 11,5%
Химия 8/7 20% 10,1%
Информатика и ИКТ 1/1 7% 1,4%
Биология 15/12 33% 17,4%

По сравнению с прошлым годом  уменьшился процент выпускников от общего числа участников ЕГЭ, сдающих  физику, химию, информатику и ИКТ, биологию почти на 50%. Ежегодно отмечаются выпускники, выбравшие предмет на ЕГЭ, но не явившиеся на экзамен.

 

Средний тестовый балл ЕГЭ выпускников,  достигнутых по предметам по выбору в Уярском районе                              

Предметы  по выбору Уярский район,

2021 год (СТБ)

(без учета не сдавших)

Уярский район,

2022 год (СТБ)

(без учета не сдавших)

Доля НЕнабравших миним. границу в 2021 году Доля НЕнабравших миним. границу в 2022 году
Химия 44,33 44,00 40% 29%
Биология 46,62 49,85 30% 42%
Физика 49,76 45,75 13%
Информатика и ИКТ 55,8 75,00 0% 0%

Как видно из таблицы, самый высокий средний балл за два года показывают выпускники, сдавшие информатику, по химии и физике в 2023 году заметно незначительное снижение, а по биологии наоборот повышение среднего балла. Но, тем не менее, средний балл по физике, химии, биологии не превышает даже 50 баллов, что свидетельствует о владении обучающимися данными предметами на среднем уровне.

 

Таким образом, проанализировав результаты государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования, мы видим, что предметы естественно-научной и технологической направленности хоть и выбирают для сдачи, но доля этих учащихся и в 9, и в 11 классах не превышает 30% (за исключением биологии). Результаты сдачи экзаменов по этим предметам тоже невысоки. Самые высокие результаты мы наблюдаем в 9 классах по физике, а в 11 классах по информатике, по остальным предметам, качество остается в районе 50%, а средний бал не превышает 50, что свидетельствует о нестабильном качестве освоения обучающимися естественно-научных и технологический компетенций, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации и необходимости планирования работы по повышению качества преподавания предметов физика, информатика, биология и химия.

 

  1. Анализ участия обучающихся в научно-практической конференции.

 

Участие школьников в НПК на муниципальном уровне (по естественно-научной, физико-математической и технологической направленности)

Научное направление Количество участников кол-во (доля) Из них победители и призеры кол-во (доля)
2022 2023 2022 2023
Математика и информатика 12 (46%) 6 (22%) 6 (50%) 4 (67%)
Робототехника 0 1 (4%) 1 (100%)
Технология 0 1 (4%) 0
Науки о земле (геология) 0 2 (7%) 0
Экология 0 6 (22%) 1 (17%)
Химия 0 2 (7%) 0
Биология 9 (32%) 6 (22%) 5 (56%) 4 (67%)
Медицина 4 (14%) 0 2 (50%)  

 

 

Рассмотрев результаты научно-практической конференции за два последних года мы видим, что приоритетными направлениями для исследования для обучающихся являются математика-информатика и биология (в т.ч. медицина). Наибольший процент победителей на муниципальном этапе отмечается по этим же предметам. Мало внимания уделяется учащимися таким научным направлениям как: химия, робототехника, технология, совсем нет работ по физике.

Низкий уровень интереса обучающихся к этим направлениям может быть вызван недостаточной научно-исследовательской базой образовательных организаций в данных областях, либо низким качеством организации проектно-исследовательской деятельностью по данным предметам.

 

  1. Возможные качественные количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта.

 

Данный проект сориентирован на качественные изменения муниципальной системы образования, которые можно проследить через количественные показатели:

Качественные показатели Количественные показатели
1.      Повышение уровня сформированности  функциональной грамотности (естественно-научной)  обучающихся Уярского района 1.      Повышение доли образовательных организаций района, демонстрирующих результаты выше ожидаемых, на краевой диагностической работе по естественно-научной грамотности не  менее чем на 20%.
2.      Повышение качества естественно-научного образования в Уярском районе 1.      Прирост доли учащихся, выбирающих для сдачи на государственной итоговой аттестации предметы естественно-научной и технологической направленности: химия, биология, физика, информатика, не менее чем на 10%.

2.      Повышение и сохранение  среднего балла ЕГЭ по предметам: химия, биология, физика, информатика (не ниже 60).

3.      Повышение качества результатов ОГЭ по предметам: химия, биология, физика, информатика (не ниже 60%).

3.      Повышение проектно-исследовательских компетенций обучающихся по естественно-научной направленности 1.Охват обучающихся проектно-исследовательской деятельностью естественно-научной направленности не менее 70% (школьный уровень научно-практической конференции).

2.         Сохранение доли участников научно-практической конференции естественно-научной направленности на муниципальном уровне (не менее 30%).

3.         Прирост и сохранение числа победителей муниципального этапа и участников регионального этапа научно-практической конференции естественно-научной направленности (не менее чем на 5% ежегодно).

4.         Прирост числа победителей и призеров регионального этапа научно-практической конференции по естественно-научной направленности (не менее чем на 1% ежегодно).

4.      Развитие инженерно-технологического образования в Уярском районе (робототехника). 1.      Наличие в каждой образовательной организации не менее 1 программы по робототехнике в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности для каждого уровня образования, включая дошкольное.

2.      Прирост участников научно-практической конференции инженерно-технологической направленности (робототехника, физика, технология):

—        Школьный уровень (не менее 10% ежегодно);

—        Муниципальный уровень (не менее 5% ежегодно);

—        Региональный (не менее 3% ежегодно).

3.      Прирост числа победителей и призеров регионального этапа научно-практической конференции инженерно-технологической направленности (робототехника, физика, технология) направленности не менее чем на 1% ежегодно.

3. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов, работающих в Центрах «Точка роста», в части формирования естественно-научных и технологических умений и навыков обучающихся 1. 100% педагогов, работающих в Центрах «Точка роста» охвачены курсовой подготовкой по данной теме (удостоверение о повышении квалификации не менее 72 ч.).

2. Повышение доли педагогов, демонстрирующих профессиональные компетенции по формированию естественно-научных и технологических умений и навыков обучающихся в форме мастер-классов, семинаров, публикаций эффективного опыта (в том числе посредством образовательного атласа Красноярского края) – не менее чем на 20%.

4.      Обеспечение максимального эффективного использования технологического и дидактического оборудования Точек роста 1.      Демонстрация эффективного использования технологического и дидактического оборудования Точек роста на ежегодном районном фестивале «Точка роста».

 

 

  1. Возможные благополучатели результатов проекта.

Данный проект реализуется в первую очередь в интересах детей, мотивированных на получение естественно-научного и технологического образования, у которых будет возможность получить его на высоком профессиональном уровне и достичь высоких результатов на ГИА и в проектно-исследовательской деятельности.

Педагоги, принявшие участие в реализации проекта, получат возможность усовершенствовать свои профессиональные компетентности: методические, педагогические, организационные и предметные. Как следствие, смогут ожидать повышения качества результатов работы.

Образовательные организации профессионального образования (среднего\высшего), реализующие обучение по естественно-научной и инженерной направленности, получат абитуриентов, обладающих навыками программирования, проектирования, исследования, способных самостоятельно организовать собственную деятельность и представить ее результаты.

Работодатель получит более высококвалифицированных молодых специалистов, обладающих необходимыми естественно-научными и технологическими навыками.

Муниципалитет получит повышение качества естественно-научного и инженерно-технологического образования в районе.

Каждая школа получит повышение качества образования в части совершенствования функциональной грамотности и повышения результатов обучения.

 

  1. Потребность в результатах реализации проекта.

Естественно-научные и технологические компетентности в настоящее время становятся востребованными в связи со значительным повышением автоматизации технологических процессов на производстве, и ему нужны кадры с соответствующими навыками. Например, на сегодняшний день на в Уярском районе имеются долгосрочные вакансии технологов и инженеров на Мясокомбинате и на заводе железо-бетонных конструкций.

Имеющимся на территории Уярского района предприятиям также требуются специалисты IT-технологий (администраторы IT-систем, программисты, разработчики программ, аналитики баз данных и т.д.).

Уярская районная больница остро нуждается в медицинских специалистах среднего и высшего звена. Настоящий проект позволит сделать более доступным поступление в медицинские образовательные учреждения, так как повысится качество ЕГЭ по биологии и химии. К тому же на сегодняшний день достаточное количество выпускников школ делают попытки поступления в медицинский университет, но далеко не все успешно, и им приходится выбирать среднее профессиональное медицинское образование.

 

  1. Межведомственное взаимодействие.

 

Эффективное взаимодействие в рамках проекта определено следующими векторами:

  1. Точки роста и Уярский сельскохозяйственный техникум. Организация наставнической работы: студент ® школьник; преподаватель техникума ® школьный учитель. Данная совместная деятельность может быть организована в рамках отдельных специально-планируемых мероприятий, в рамках которых студенты могут выступать для школьников в роли наставников и экспертов в части применения естественно-научных и технологических умений на производстве. А преподаватели техникума смогут поделиться своим положительным профессиональным опытом формирования данных компетенций у студентов с учителями школ.

Помимо того, Точки роста в результате данной работы смогут получить расширение исследовательской среды за счет методических и технологических возможностей техникума.

  1. Точки роста и учреждения культуры. Совместные мероприятия межпоселенческой библиотеки и Точек роста, позволяющие вовлечь в робототехническое направление преимущественно детей дошкольного возраста, за счет собственной материально-технической базы. Т.е. библиотеки имеют достаточное количество конструкторов «Лего», рассчитанных на детей–дошкольников, и совместные мероприятия позволят вовлечь детей на ранних этапах развития в интеллектуальную деятельность.

Кроме того, учреждения культуры могут выступать в качестве площадки для презентации результатов деятельности Точек роста и популяризации проектно-исследовательской деятельности.

А учреждения культуры в результате данной работы получат возможность увеличить охват населения своими услугами, в библиотеке возможно увеличение количества читателей.

  1. Точка роста – Предприниматели. Подобное взаимодействие может выстраиваться через организацию разных экскурсионной и прочей профориентационной просветительской деятельности, где учащиеся смогут в реальной жизни увидеть применение навыков, которые они приобретают в Точках роста.

А представители бизнеса через участие в совместных мероприятиях и технологических выставках получат возможность целевого подбора персонала для своего предприятия на будущее.

  1. Точка роста – Краевой институт повышения квалификации работников образования.

Партнёрские отношения с институтом помогут Точке роста обеспечить высокий уровень методической подготовки педагогов за счёт курсов повышения квалификации; получить экспертную оценку результатов профессиональной деятельности педагогов через экспертизу публикаций эффективного педагогического опыта в региональном образовательном атласе Красноярского края.

В случае успешной реализации данного проекта и получения высоких результатов созданная муниципальная сеть Точек роста может выступить стажировочной площадкой для других муниципалитетов и обеспечить их методическое сопровождение.

Дата обновления страницы: 24.04.2023